НТЛ Элин
Тел.: +7 (909) 694-95-87, +7 (916) 389-18-61, inbox@elin.ru Техническая поддержка: +7 (985) 043-82-51, common@elin.ru
logo
Эффективные средства беспроводного мониторинга температуры и влажности
О нас Новости Прайс-лист Поддержка Контакты Поиск:

НТЛ ЭлИн > Примеры применения >Применение регистраторов iButton при контроле транспортировки своим транспортом

Применение регистраторов iButton при контроле транспортировки продукции собственным транспортом

Зачем нужен мониторинг собственного транспорта?

Рефрижераторный транспорт является важнейшим звеном в цепи поставок продукции. Любые сбои в этой цепи чреваты потерей потребительских свойств груза. Более того, температурные отклонения опасны для здоровья потребителей, особенно при доставке продовольствия и медикаментов. В связи с этим торговые предприятия и другие ответственные заказчики предъявляют жесткие требования к температурному режиму доставляемой продукции. Чтобы обезопасить себя от несправедливых рекламаций со стороны заказчика, перевозчик должен предпринять все необходимые меры для обеспечения оговоренных с заказчиком условий доставки. В настоящее время продукты питания, а тем более лекарства, должны быть доставлены не только к определенному времени, но и находиться в процессе транспортировки при определенной температуре. При этом отклонение от заданной температуры при перевозке продукции (причем в обе стороны) нередко ведет к отказу заказчика принимать доставленный груз. Поэтому в последнее время перевозчики уделяют все большее внимание автоматизации контроля состояния груза при его транспортировке. В связи с этим все более возрастает значение обеспечения оптимального температурного режима содержания груза на всех этапах: от загрузки на складе и до момента разгрузки у заказчика.

В состав систем охлаждения современных изотермических транспортных средств, используемых для перевозок скоропортящейся продукции, обычно уже включены температурные датчики и индикаторы, отслеживающие температуру внутри рефрижераторного контейнера или кузова. Например, система температурного контроля кузова авторефрижераторов, оснащенных установками TermoKing. Однако такое средство контроля является, по сути, лишь индикатором для водителя, который должен управлять работой холодильного агрегата. При этом, перед ним стоят две взаимоисключающие задачи: обеспечение требуемого теплового режима для груза и экономия топлива. Также возможны ситуации, когда система охлаждения, а вместе с ней и средства контроля её работы, отказывают или не отражают объективной "температурной истории" транспортировки. Кроме того, датчики систем контроля, устанавливаемые самими холодильщиками, как правило, почему-то оказываются расположены в самых льготных местах изотермического пространства (например, рядом с холодильной установкой). Поэтому для понимания того, при какой температуре действительно находился груз и разрешения спорных ситуаций с заказчиком, очень важно иметь объективный температурный монитор, никак не связанный с системой охлаждения. Тогда, в случае, если потребитель предъявляет претензии к качеству доставленного продукта, показания такого независимого термографа точно укажут виновного — транспортную компанию или напротив, защитят её от иска нанимателя.

Таким образом, для того чтобы обезопасить себя от необоснованных рекламаций со стороны заказчика, перевозчикам необходимо оснастить собственный рефрижераторный транспорт независимыми регистраторами температуры, которые обеспечивают наглядное подтверждение правильности соблюдения ими температурного режима для груза во время всех транспортных операций. Часто это является наиболее эффективным способом доказать, что порча продуктов произошла не по вине транспортной компании.

Именно поэтому производители скоропортящейся продукции все чаще требуют от собственных служб доставки и нанимаемых ими транспортных компаний проведения тщательного температурного мониторинга условий, в которых находился груз. Тем более, что сегодня международное законодательство в этом отношении становится все более жестким, регламентируя обязательное включение систем независимого мониторинга температуры в стандартную спецификацию любых изотермических транспортных средств. Эти же положения закреплены в европейском стандарте EN12830, который является перечнем требований к регистраторам температуры, используемым при транспортировании, хранении и дистрибьюции охлажденных, замороженных и глубоко/быстрозамороженных пищевых продуктов и мороженого. Документ EN12830 закрепляет основные требования, предъявляемые к устройствам для обеспечения температурного мониторинга. В нем наряду с нормированием метрологических характеристик оговорены также такие важнейшие функциональные особенности подобных устройств, как объективность, независимость, автономность, устойчивость к воздействиям внешних сред, инертность к продукту и т.д.

Задача независимого мониторинга изотермического пространства транспортных средств является достаточно актуальной для компаний-перевозчиков еще и с учетом немалого расхода топлива современными холодильными установками, что может вызвать у недобросовестных водителей потенциальный соблазн периодического отключения двигателя компрессора, в ущерб температурному режиму груза, и последующего слива топлива с целью его перепродажи. Все возрастающая стоимость топлива для транспортных нужд вынуждает руководителей транспортных компаний искать как способы сокращения его хищений, так и пути более эффективного его использования без ущерба для доставляемого груза. Кроме того, мониторинг температуры транспортных средств позволяет повысить дисциплину работников транспортного хозяйства, выявить нюансы и неисправности функционирования холодильных установок, а в некоторых случаях даже зафиксировать и доказать случаи воровства грузов.

Все сказанное выше относится к любому рефрижераторному транспорту (включая автомобильный, железнодорожный, авиационный и морской), обеспечивающему доставку продукции в особых условиях, прежде всего, с соблюдением регламентированного температурного режима перевозки для груза, размещаемого в изотермическом пространстве кузовов, трюмов, палуб, вагонов, кунгов, фур, контейнеров и т.п.

Современные подходы и возможности контроля температуры транспортировки

К традиционным способам решения проблемы контроля температуры на транспорте относится, прежде всего, применение автономных механических самопишущих приборов, использующих для фиксации информации бумажные или магнитные носители. Однако такие традиционные самописцы-рекордеры в большинстве случаев малопригодны из-за подверженности их механизмов воздействию влаги, грязи, пыли, общей дороговизне и капризности в обслуживании (чернила, бумага, магнитная лента). В настоящее время им на смену пришли более совершенные, защищенные, надежные и недорогие электронные самописцы, которые больше известны сейчас под названием Data Loggers или просто логгеры.

Температурные регистраторы Data Loggers идеальны для контроля температурного режима перевозки и хранения грузов в изотермических рефрижераторах. Они фиксируют температурный режим в рефпространстве на всем пути следования транспортного средства. Современные регистраторы выполнены в виде автономных устройств, что позволяет разместить их по всему рефрижератору и получать достоверные данные о состоянии груза по всей длине изотерма. Однако часто такие регистраторы являются неотъемлемой частью системы охлаждения. Они поставляются самими производителями холодильных систем и ориентированы на сопровождение агрегатов, изготовленных конкретной фирмой. Эти устройства помимо температуры дополнительно регистрируют множество иных параметров, т.к. ориентированы в первую очередь именно на обеспечение записи полной истории работы холодильного оборудования. Это необходимо для анализа всех нюансов функционирования холодильного агрегата, что важно для полного понимания ремонтными службами того, что именно с ним произошло и почему он неисправен.

Все активнее на рынке контроля перевозок внедряются системы контроля местоположения и состояния подвижных объектов и, в первую очередь, транспортных средств, именуемые за рубежом AVLS (Auto Vehicle Location System) или по-другому диспетчерские навигационные системы. Они являются удачной интеграцией достижений GPS, радиосвязи и компьютерной техники и предназначены для централизованного контроля над передвижением транспортных средств по определенной территории. В этих системах каждая транспортная единица оснащена GPS-приемником и связным оборудованием для контактов с диспетчерским пунктом. На экране монитора диспетчера формируется электронная цифровая карта территории, которая обслуживается транспортными средствами. Закодированная информация о координатах и скорости движения, получаемая по радиоканалу, позволяет отобразить на этой карте текущее положение транспортных единиц. Ежеминутно по каналам GSM/GPS терминал направляет в диспетчерский центр информацию о местоположении транспортного средства, направлении его движения, пробеге, о несанкционированном вскрытии контейнеров, о наличии топлива, об остановках в пути и, в том числе, о показаниях температурных датчиков, установленных в контролируемом кузове или контейнере. При этом диспетчер осуществляет непрерывный контроль сохранности груза по температурному режиму внутри рефрижератора, и даже может давать указания водителю о мерах, необходимых для его сохранности. Кроме того, все зафиксированные системой данные автоматически записываются в архив, и при необходимости последовательность всех событий и действий персонала может быть восстановлена.

В настоящее время, в том числе на транспортном рынке России, работает множество фирм, предлагающих подобные услуги. Однако необходимо учитывать, что в таких системах контроль температуры внутри рефрижераторного пространства является второстепенной и не всегда обязательной опцией, предлагаемой для отдельных решений дополнительно к основному перечню элементов системы контроля. Каналы отслеживания температуры в рамках подобной не относятся к полноценным средствам измерения. Также сложно говорить и об объективности таких систем мониторинга состояния груза, поскольку как правило обязательным условием их функционирования является обеспечение энергией от бортового источника питания. Кроме того, цена подобного решения достаточно высока для большинства российских перевозчиков. Дополнительной статьей расходов при таком решении является помесячная оплата за услуги сотовой связи, зависящая от трафика информационного обмена и расстояния до объекта мониторинга.

Регистраторы iButton — наиболее оптимальный инструмент мониторинга

Оптимальный температурный монитор для контроля изотермического пространства транспортных средств должен быть автономен, компактен, мобилен, удобен в эксплуатации, сертифицирован, надежно защищен от внешних воздействий, иметь возможность сохранения полной "температурной истории", исключать возможность её фальсификации, а также, для обеспечения полной объективности, не потреблять никакой энергии от внешних источников. В роли таких мониторов с успехом могут быть применены миниатюрные защищенные температурные регистраторы ТЕРМОХРОН или более совершенные регистраторы семейства iButton. Для контроля температуры скоропортящейся продукции используются простые и дешевые устройства ТЕРМОХРОН модификации DS1921G с рабочим диапазоном регистрации от -40°C до +85°C и чувствительностью 0,5°C (широко охвачен весь спектр критичных к температуре доставки продуктов) или модификации DS1921Z с рабочим диапазоном регистрации от -5°C до +26°C и чувствительностью 0,125°C (более тщательный контроль продуктов, доставляемых при температурах в районе 0°C). Такие регистраторы обеспечивают точность измерения температуры в ±1°C, минимальное время между отсчетами 1 мин и имеют емкость памяти результатов — 2048 последовательных событий.

Остановимся подробнее на основных преимуществах этих уникальных логгеров, которые делают их незаменимыми инструментами при обеспечении контроля и ревизии транспортных средств, претендующих на сертифицированный режим доставки:

  • малые размеры (диск 17 мм в диаметре) и вес (3,3 г) позволяют легко закрепить ТЕРМОХРОН в любом месте изотермического кузова или контейнера,
  • возможность вандалостойкого и недорогого крепления "таблетки"-логгера непосредственно на стенке изотермического кузова или контейнера благодаря наличию на корпусе специального фланца,
  • неприхотливость и надежность в эксплуатации: устойчивость к влаге, кислотам, маслам, грязи, пыли, электромагнитным полям, вибрациям, ударам и другим механическим воздействиям,
  • благодаря наличию встроенного узла часов-календаря реального времени показания которого точно сопоставлены с каждым зарегистрированным температурным значением, ТЕРМОХРОН точно указывает момент нарушения температурного режима,
  • невозможность подделки "температурной истории", зафиксированной устройством ТЕРМОХРОН, что гарантируется особенностями архитектуры этих логгеров и в сочетании с их вандалостойким креплением полностью исключает фальсификацию результатов, накопленных таким регистратором,
  • простота обслуживания — считывание накопленной информации может быть выполнено любым неквалифицированным персоналом посредством кратковременного касания корпуса регистратора зондом прибора поддержки,
  • благодаря наличию всех необходимых международных и российских сертификатов, в случае применения устройств ТЕРМОХРОН, их показания могут быть использованы в качестве доказательства при разрешении споров с заказчиком транспортной операции о качестве доставки,
  • невысокая стоимость самого регистратора и возможность его длительной эксплуатации (Ресурс устройств ТЕРМОХРОН — 9…10 лет при выборе интервала между измерениями больше 3 мин. Таким образом, ТЕРМОХРОН может "пережить" изотермический кузов, в котором он установлен, поскольку срок "жизни" такого кузова обычно не превышает 8 лет),
  • информационная привязка (текстовое описание) места установки регистратора и координаты его размещения в составе конкретного транспортного средства могут быть сохранены в специальном разделе памяти устройства ТЕРМОХРОН — ярлыке,
  • множество функций, удобных при эксплуатации, включая: наличие уникального индивидуального идентификационного номера, исключающего возможность подмены логгера; длительный рабочий период регистрации; три независимых друг от друга раздела памяти для хранения результатов; возможность произвольного выбора интервала между отсчетами; возможность точной синхронизации часов нескольких "таблеток" для обеспечения эффективного совместного накопления данных; отложенный старт регистрации в точно заданное время или при достижении заранее заданной температуры; режим кольцевого буфера при накоплении данных и др.

Если же необходимо выполнять контроль температуры транспортируемого груза более тщательно с погрешностью ±0,5°C, с чувствительностью 0,0625°C, с длительным временем в пути (до 8 тыс. отсчетов), при высокой частоте регистрации (до 1 с между измерениями), используют устройств ТЕРМОХРОН следующего поколения — модификацию DS1922L. А при необходимости контроля не только температуры, но и относительной влажности среды, в которой транспортируется ответственный груз, применяют устройства ГИГРОХРОН. Однако для излагаемых в этом материале положений важно то, что и устройства ТЕРМОХРОН модификаций DS1921G/Z и DS1922L, и устройства ГИГРОХРОН являются регистраторами iButton, и все изложенное ниже в равной степени справедливо для любого из этих логгеров.

Характеристики регистраторов iButton являются во многом уникальными даже по сравнению с возможностями большинства современных моделей Data Loggers иных производителей. А активно рекламируемые на российском рынке регистраторы производства TESTО (Германия), ThermaData (Великобритания), Logtag (Новая Зеландия), Onset (США) по многим позициям проигрывают "таблеткам"-логгерам от Analog Devices именно в применениях, связанных с контролем собственного транспорта, особенно при перевозках ответственной продукции. Действительно, крупные размеры таких регистраторов не позволяют эффективно защитить их от удара (например, тележкой при погрузке). Эргономичный внешний вид и наличие индикационного табло или светодиодов, а также внешних кнопок запуска, лишены в подобных применениях смысла, более того, являются лишней тратой денег и способствуют расходу энергии на невостребованные функции. При этом случайное нажатие на кнопку перезапуска логгера может нарушить планы контролёра. Некоторые из таких логгеров не рассчитаны на постоянное крепление и даже не имеют обеспечивающих его элементов. Наличие батарейного отсека позволяет нарушителю умышлено извлечь, а затем разрядить (или заменить) батарею питания любого из названных логгеров, блокировав их работу. Проблематична и удаленная поддержка подобных устройств. При этом для считывания с них данных или перепрограммирования необходимо каждый раз перемещать логгеры непосредственно в офис к настольному компьютеру. А регистраторы производства TESTО, у которых съем данных может производиться непосредственно в месте их крепления, используют для этих целей инфракрасный канал, который существенно разряжает батареи электропитания. Любые из этих регистраторов значительно дороже устройств ТЕРМОХРОН (минимум в 3…4 раза). Причем в настоящее время, безоговорочно, по цене ни у одного представителя семейства Data Loggers, изготовленного, как измерительный прибор, не может быть никаких преимуществ по сравнению ни с одной "таблеткой" iButton, произведенной, как микросхема в едином технологическом цикле массового интегрального полупроводникового производства.

Именно по этим причинам устройства ТЕРМОХРОН широко применяются для температурного мониторинга многими крупными международными компаниями в сфере транспортировки продуктов и медикаментов. Достойна упоминания компания Davigel Nestle, которая использует во многих странах устройства ТЕРМОХРОН для контроля температурного режима при перевозке закупаемых продуктов питания собственным автотранспортом. А также одна из самых больших европейских фармацевтических компаний AstraZeneca, применяющая логгеры iButton для отслеживания условий транспортировки вакцин и иммунопрофилактических препаратов при доставке своей продукции в иные регионы по программам международного распределения медикаментов. Французская авиакомпания Air France уже несколько лет использует технологию ТЕРМОХРОН для контроля транспортировки ответственных грузов. Кроме того, UTI/Halls — самый большой поставщик продовольствия в Южной Африке и EUREST Australia — австралийский филиал мирового лидера быстрого и бортового питания Eurest, позиционируют сегодня показания логгеров iButton, как критерий качества доставки продовольствия, применяя их на всех этапах транспортировки собственной продукции и сырья.

Определение контрольных точек (выбор места крепления регистраторов)

При использовании устройств ТЕРМОХРОН в качестве мониторов температуры изотермического пространства транспортного средства немаловажно правильно выбрать оптимальные места размещения регистраторов или, по-другому, контрольные точки. При проведении подобных мероприятий следует помнить, несмотря на то, что устройства ТЕРМОХРОН являются надежными, многократно проверенными контактными регистраторами, неверная методика их применения может привести к неверным результатам и выводам о зафиксированных значениях температуры и, следовательно, о качестве контролируемого продукта. Тем более что температура вдоль всего изотермического пространства, в котором размещается груз, может быть различной. Действительно, если расположить ТЕРМОХРОН непосредственно около холодильной установки крупнотоннажного рефрижератора, трудно надеяться, что его показания отразят температуру груза в противоположном конце кузова у дверей. Поэтому при назначении контрольной точки размещения следует выбирать место наиболее критичное для обеспечения условий соблюдения температурного режима (например, как можно ближе к дверям изотермического кузова или контейнера).

С целью выявления наиболее критических контрольных точек предварительно перед установкой устройств ТЕРМОХРОН внутри кузова следует выполнить тестирование температурного поля охлаждаемого изотермического пространства транспортного средства. Для этого достаточно набора из нескольких устройств ТЕРМОХРОН и компьютерного комплекса для их полномасштабного обслуживания (см. ниже), без которого в любом случае полноценная эксплуатация этих регистраторов невозможна. Расположив регистраторы в наиболее характерных зонах кузова или контейнера на определенный период времени, можно получить полную картину распределения температурного поля внутри изотермического пространства. Такая процедура позволит точно выявить наиболее уязвимые с точки зрения теплового воздействия места. При проведении подобных исследований необходимо учитывать особенности расположения груза внутри кузова или контейнера, наличие циркуляции воздуха вокруг и через него, применение поддонов, использование вентилируемой укладки, её плотность и т.д. Особое внимание следует уделить температуре возле стенок и дверей кузова. Обследовав таким образом один кузов, можно переходить к тестированию следующего подлежащего контролю транспортного средства, в кузове которого должен быть установлен контрольный регистратор. В результате такого тестирования может даже быть принято решение об использовании для контроля груза не одной "таблетки"-логгера, а нескольких. Особенно если груз, перевозимый конкретным транспортным средством, является ответственным.

Подготовка к эксплуатации

Перед установкой устройств ТЕРМОХРОН необходимо подготовить их к эксплуатации. Эта операция выполняется с помощью стационарного компьютерного комплекса TCR непосредственно перед установкой (креплением) регистраторов в кузове. Комплекс TCR является основным и обязательным средством поддержки, без которого невозможно полноценное обслуживание и сопровождение этих устройств. С его помощью для каждого регистратора задаются значения установочных параметров, определяющие особенности реализуемого им процесса накопления данных. Для этого в область ярлыка в виде текста может заноситься информация, исчерпывающе характеризующая контрольную точку, в которой он будет размещен (регистрационный номер транспортного средства, его тип, дата выпуска, степень износа, фамилия водителя, контролируемая зона или место крепления в кузове и т.д.). Для этого удобно использовать возможности буфера промежуточного хранения Clipboard операционной системы Windows, копируя эти данные в область ярлыка, например, непосредственно из базы данных предприятия. После этого синхронизируются показания узлов реального времени всех используемых регистраторов с часами компьютера, а также задаются частота регистрации и алгоритм заполнения буфера последовательных отсчетов для каждой "таблетки"-логгера. Затем производится запуск сессии регистрации.

От величины интервала между измерениями (или частоты регистрации) зависит длительность цикла измерений, фиксируемая в памяти устройства ТЕРМОХРОН. Так, если частота регистрации составляет 1 минуту, то вся память регистратора DS1921G/Z будет заполнена через 1,4 суток, при интервале 5 минут — за неделю, при интервале 20 минут — за месяц, при интервале 255 минут — почти за год. С другой стороны, при выборе значения частоты регистрации необходимо учитывать особенность временной дискретности данных, накапливаемых термографами, иначе некорректно заданная уставка может привести к ошибке, равной по величине интервалу между отсчетами, фиксируемыми регистратором. Например, в изотермическом кузове хранится продукт, температура которого контролируется устройством ТЕРМОХРОН и является приемлемой, когда двери кузова закрыты. Пусть значение частоты регистрации, заданное для "таблетки", составляет 20 минут. Тогда, если двери кузова будут открыты на 1 минуту именно в момент измерения, выполняемого устройством ТЕРМОХРОН, то, несмотря на то, что из 20 минут при приемлемой температуре регистратор находился 19 минут, и только 1 минуту (в течение которой двери были открыты) при неприемлемой, "таблетка" зафиксирует, что все 20 минут контролируемый продукт был при неприемлемой температуре. Описанный пример связан со случайной, но вполне вероятной ситуацией. И напротив, выбрав частоту регистрации 20 минут, нельзя рассчитывать "отловить" события длительностью 1…2 минуты. Вероятность этого тем более будет делом случая.

Наиболее оптимальным при ревизии собственных транспортных средств является выбор режима заполнения памяти эксплуатируемых устройств ТЕРМОХРОН результатами измерений по кольцу. В этом случае, когда бы ни был выполнен съем данных из памяти регистраторов, они всегда будут содержать последнюю "температурную историю" транспортировки. Так, если выбрать интервал между измерениями 5 минут и установить алгоритм заполнения буфера последовательных отсчетов по кольцу, когда бы не были считаны данные из памяти устройства ТЕРМОХРОН, они будут содержать "температурную историю" за последнюю неделю. При такой выбранной схеме обслуживания "таблеток"-логгеров нет нужды заботится об их периодическом перезапуске, необходимо только не забывать производить раз в неделю извлечение из их памяти накопленных результатов.

Крепление регистраторов

Очень важную роль при организации работы с регистраторами iButton играет способ их крепления в выбранных контрольных точках. При большом количестве обслуживаемых регистраторов, рассредоточенных по различным единицам транспортных средств (например, при большом автопарке или при обслуживании рефрижераторов многовагонных железнодорожных составов), для исключения подделки и путаницы результатов, фиксируемых "таблетками"-логгерами, используют неразъемные (стационарные) крепления. Причем каждая "таблетка"-логгер устанавливается в контрольной точке, жестко связанной с индивидуальным содержимым её ярлыка. Наиболее распространенным, простым и надежным вариантом неразъемного крепления "таблеток" iButton является применение накладных пластиковых скоб типа DS9093S. Кроме того, для обеспечения теплоизоляции регистратора iButton между удерживающей металлической изотермической поверхностью и его корпусом следует установить прокладку, выполненную из любого теплоизолирующего материала (например, пластинку двустороннего скотча DS9096E). А для крепления фланца из всех видов метизов предпочтительнее использовать заклепки, которые обеспечивают наибольшую уверенность в отсутствии умышленного воздействия на регистратор. Такое крепление является антивандальным и поэтому "таблетку"-логгер затруднительно несанкционированно переместить из назначенной контрольной точки в среду с гарантированной температурой, например, с целью фальсификации фиксируемой ею "температурной истории".

Хотя корпус "таблеток" изготовлен из прочной стали толщиной 0,25 мм, при оказании на него значительного ударного воздействия (например, при ударе груженым поддоном или массивной металлической тележкой) он может быть деформирован. Это, как правило, приводит к выходу устройства из строя. Для исключения внешних ударных воздействий на корпус регистратора, используются специальные защитные скобы. Наиболее популярной из них является скоба П-образной формы, изготовленная из стальной пластины толщиной ~1...3 мм. Она может быть приварена к удерживающей поверхности или закреплена на ней с помощью подручных метизов. Основным условием при конструировании защитных скоб является обеспечение возможности сопряжения корпуса защищенного регистратора iButton с приемным устройством обслуживающего его мобильного прибора или комплекса. Для этого высота скобы над плоскостью верхней крышки корпуса зафиксированной "таблетки" не должна быть меньше 20 мм.

Если же собственник транспортного средства по каким-либо соображениям не имеет возможности использовать неразъемные крепления регистратора внутри изотермического пространства и предпочитает использовать разъемные крепления, то ему следует обратиться к специальной статье "Применение регистраторов iButton при контроле транспортировки продукции сторонним транспортом".

Организация обслуживания

Наиболее рациональным решением при обслуживании большого числа стационарно установленных в разных транспортных средствах устройств ТЕРМОХРОН (кузовах, вагонах, контейнерах, фурах и т.д.), является использование приборов, аккумулирующих накопленные ими данные. Такие приборы получили название транспорёров данных. Они предназначены для работы в полевых и промышленных условиях. Полные информационные копии памяти всех устройств ТЕРМОХРОН, корпуса которых коснется щуп-зонд транспорёра, в течение нескольких секунд будут переписаны в его собственную внутреннюю энергонезависимую память. Если регистратор расположен в месте, неудобном для обслуживания (например, защищен от удара скобой), то для обеспечения контакта с его корпусом используют специальный щуп-удлинитель. Последовательно перемещаясь от одного устройства ТЕРМОХРОН, установленного внутри изотермического пространства транспортного средства, к другому, а затем от одного контролируемого транспортного средства к другому, пользователь (обходчик), оснащенный транспорёром, осуществляет обход регистраторов. При этом он может не только осуществлять съем и сохранение в памяти прибора накопленных "таблетками" результатов измерений, но и перезапускать регистраторы на отработку следующей сессии или корректировать ход их часов. Поскольку для этого надо только коснуться корпуса каждой "таблетки"-логгера и затем дождаться звукового сигнала, с такой работой может справиться даже обслуживающий персонал, не имеющий специальной квалификации. После того как собраны данные от всех регистраторов, транспорёр подключается к последовательному порту стационарного персонального компьютера и далее с помощью специализированной программы осуществляется перенос всей накопленной прибором информации в память компьютера для её последующей архивации и анализа. Считывание, обработка и документирование данных на персональном компьютере должны выполняться оператором, обладающим надлежащей квалификацией. Оператор производит обработку файлов с информационными копиями и формирует отчеты о результатах измерений, выполненных каждым регистратором. При этом для однозначной привязки той или иной температурной или температурно-влажностной истории к конкретной контрольной точке используется содержимое ярлыка каждой "таблетки"-логгера. Кроме того, оператор готовит транспорёр к новому обходу и передаёт его обходчику для выполнения следующего задания по сбору информационных копий памяти регистраторов, установленных в ревизуемых транспортных единицах.

В этом случае очень важным является вопрос о выборе оптимального регламента обслуживания регистраторов. От выбранного регламента зависит и периодичность процедур съема результатов, накопленных "таблетками"-логгерами, и успешность выявления фактов нарушений температурного режима внутри изотермического пространства транспортного средства, и информативность представления фиксируемых температур, а также очередность перезапуска регистраторов. Регламент обслуживания должен быть четко согласован со значениями установочных параметров, выбранных для каждой из "таблеток". Действительно, если время между измерениями для устройств ТЕРМОХРОН модификации DS1921G задано равным 5 минутам, то съем данных должен осуществляться не реже одного раза в неделю, если равным 10 минутам — не реже раза в 2 недели, если равным 20 минутам — не реже раза в 4 недели, и т.д.

Такая схема обслуживания сейчас используется для контроля перевозок абсолютным большинством предприятий-пользователей технологии ТЕРМОХРОН, имеющих собственный транспорт.

Если же процедура контроля требует проведения полного оперативного анализа результатов, зафиксированных устройством ТЕРМОХРОН, закреплённым в изотермическом контейнере транспортного средства, прямо в месте его размещения, то наиболее эффективными мобильными средствами поддержки является автономный комплекс, построенный на базе миниатюрного ноутбука. Используя на заключительном этапе транспортировки комплекс на базе миниатюрного ноутбука, можно наиболее наглядно предъявлять получателю и представителю транспортной компании полную информацию об условиях доставки продукции (включающую графики или таблицы) непосредственно на месте её разгрузки. Кроме того, такой мобильный комплекс позволяет сохранить накопленные логгером результаты в памяти ноутбука, а затем экспортировать их в память стационарного персонального компьютера с целью последующей визуализации, архивации, более скрупулезного анализа и документирования этих данных уже после перемещения контролёра в офис.

Выявление хищений

В памяти продвинутых модификаций устройств ТЕРМОХРОН могут быть зарегистрированы даже относительно непродолжительные (единицы секунд или минут) нарушения температурного режима транспортировки продукции, связанные, например, с несанкционированным вскрытием изотермических контейнеров. Поэтому, если закрепить такую "таблетку"-логгер на внутренней стенке правой створки двери изотермического кузова или контейнера, которую злоумышленник не может не открыть (откинуть) для проникновения внутрь, можно обнаружить и точно зафиксировать момент времени, когда произошло хищение груза, и тем самым выявить круг причастных к этому событию лиц. Такая схема выявления фактов хищения продуктов, транспортируемых в изотермических кузовах или контейнерах актуальна, поскольку даже повсеместное сегодня использование передовых номерных пломбировочных устройств и современных методов пломбирования на практике не всегда дает полную гарантию сохранности грузов. Наиболее эффективный контроль несанкционированного нарушения температурного режима (в том числе с целью выявления хищений) обеспечивается при использовании функции старта процедуры регистрации данных только после выхода температуры, контролируемой устройством ТЕРМОХРОН, за границы предварительно заданного порога.

Установка устройств ТЕРМОХРОН в изотермических кузовах или контейнерах с целью выявления хищений может производиться с помощью водостойкого клея. Место крепления термографа следует выбирать на краю створки, как можно дальше от петель, удерживающих дверь, что еще больше увеличивает разность температур, окружающих его корпус при закрытой и открытой двери. Чтобы обеспечить быструю реакцию регистратора на изменение окружающей температуры, между металлом поверхности двери и корпусом "таблетки"-логгера необходимо установить специальную термоизолирующую прокладку. Она должна обеспечивать максимально возможную теплоизоляцию регистратора от металла створки контейнера или кузова.

Ревизия сохранности груза в ходе его транспортировки должна производиться сразу после прибытия транспортного средства на место назначения. Для этих целей в полевых условиях оптимально использование автономного комплекса сопровождения устройств ТЕРМОХРОН, построенного на базе миниатюрного ноутбука (см. выше). Используя такой автономный комплекс, контролёр на глазах у водителя или экспедитора, выполнявшего доставку, может считать данные из памяти контрольного устройства ТЕРМОХРОН, закреплённого на двери кузова или контейнера, и наглядно отобразить их на экране миниатюрного ноутбука. При этом, с точностью до мельчайших нюансов, в табличном или в графическом виде воспроизводится вся "температурная история" транспортировки груза. Далее накопленные логгером результаты сохраняются контролёром в памяти ноутбука, а после его возвращения в офис переносятся в память стационарного компьютера, архивируются или выводятся в качестве бумажного документа, наглядно демонстрирующего момент нарушения режима транспортировки (в том числе момент хищения). Подробнее см. здесь.

Результаты внедрения технологии ТЕРМОХРОН

Анализ "температурной истории" продукции, доставляемой каждой транспортной единицей, находящейся под контролем устройств ТЕРМОХРОН, осуществляется с помощью специального программного обеспечения. При этом для точной идентификации регистратора используется информация из ярлыка. А анализируются обычно в первую очередь максимальная/минимальная и средняя температура, суммарное время нахождения продукции вне температурных границ, регламентированных для каждого конкретного продукта, временные характеристики доставки и т.п. На принтер выводятся таблицы, температурные диаграммы и эпюры, наглядно подтверждающие качество доставки или, напротив, отражающие факт(ы) нарушения назначенного режима.

По результатам анализа данных, зарегистрированных "таблетками"-логгерами, делаются выводы о качестве транспортировки, годности перевозимого продукта, небрежностях или злом умысле в работе персонала и эффективности функционирования холодильных установок каждого из ревизуемых транспортных средств. На основании этого анализа вырабатывается заключение о предельном сроке реализации доставляемой продукции, о возможных неисправностях холодильных установок рефрижераторов, а также о халатности работников предприятия, ответственных за транспортировку.

Несмотря на широкий спектр возможностей программ от НТЛ "ЭлИн", специально созданных для целей обработки и представления результатов, накопленных устройствами ТЕРМОХРОН, предприятия-пользователи часто разрабатывают собственный программный продукт, предназначенный для архивирования и документирования результатов ревизии режима доставки в соответствии с внутренними стандартами. Такие продукты нередко являются оригинальными и структурируются, как специализированнее базы данных, тесно интегрированные с иными прикладными программами и базами данных конкретного предприятия.

Практика применения устройств ТЕРМОХРОН множеством российских предприятий агропромышленного сектора, располагающих собственным транспортом, а также большого числа перевозчиков медикаментов показывает, что внедрение "таблеток"-логгеров ведет к резкому сокращению количества фактов, связанных с нарушениями температурных режимов, благодаря повышению дисциплины среди работников транспортных служб. А ликвидация выявленных "пробелов" в обеспечении температурного режима на таком важном участке технологической цепи, какой является транспортировка, позволяет заметно сократить потери и повысить процент выхода качественной продукции, благодаря выявлению "слабых звеньев" и своевременному проведению корректирующих мероприятий, что, как правило, приводит к косвенному увеличению общей прибыли предприятия. Кроме того, использование описанной технологии позволяет производителям быть уверенными в ликвидности и безопасности поставляемого ими товара, а при необходимости — доказать заказчику свою непричастность к порче продукта, доставленного к нему их собственным транспортом.

Благодаря строгому контролю температурного режима доставки груза, часто удается доказать халатность ответственных за транспортировку лиц, что ведет к повышению дисциплины работников транспортных компаний и в конечном счете к изменению их отношения к грузу. А в итоге, собственная или доверенная продукция доставляется предприятием без потерь в качестве. Например, как показывает практика многих автохозяйств, благодаря применению систем мониторинга температурного режима транспортировки, существенно повышается ответственность и внимание водителей к грузу. При этом разовые затраты на установку регистратора температуры, с учетом стоимости средств их поддержки, сопоставимы с 1/10 месячной зарплаты одного водителя. Представляется, что это не столь большие деньги для того, чтобы заставить наемного работника более ответственно относится к собственным обязанностям, сократить случаи воровства, обмана, слива топлива и других махинаций. Тем более что по опыту, примерно каждый десятый водитель увольняется после внедрения на автопредприятии подобных систем контроля. Несложно догадаться, чем именно промышляли эти работники.

Применение же технологии ТЕРМОХРОН для контроля хищений позволяет не только выявить конкретные факты воровства доверенных предприятию для транспортировки грузов, но и установить конкретных виновных в сговоре лиц. В конечном счете, благодаря температурным "таблеткам"-регистраторам можно раскрыть механизм хищения, найти прорехи в регламенте мероприятий по обеспечению сохранности товаров, перевозимых транспортным предприятием и выработать иную, более эффективную методику пломбирования, исключающую хищение продукции на этапе её транспортировки.

Здесь необходимо обязательно остановиться на еще одной проблеме, которая, как правило, возникает при эксплуатации транспортным предприятием устройств ТЕРМОХРОН. Обычно, пока персонал, непосредственно ответственный за обеспечение перевозок, не почувствовал угрозы для привычного рабочего распорядка, наличие логгеров не вызывает у него никаких нареканий. Однако, если по результатам, зафиксированным "таблетками", руководство предпринимает непопулярные, не устраивающие персонал меры, то вдруг, по непонятным на первый взгляд причинам, регистраторы начинают выходить из строя один за другим. Скорее всего, такие события не случайны. Обычно, во всех подобных случаях корпус регистратора всегда имеет характерные следы, дефекты или форму, отличную от штатной, что часто является следствием ударных воздействий. Умышленность порчи изделия в этих ситуациях очевидна. Однако для вывода из строя регистраторов с целью прекращения их функционирования недобросовестным персоналом применяются различные хитрости и уловки. Например, электрошокеры. И хотя устройство ТЕРМОХРОН имеет специальные встроенные цепи, защищающие его от статического электричества и случайных помех, они не могут защитить логгер от преднамеренного воздействия электрошоковых устройств (разрядников) или подключения к электрической сети. Следы подобных действий вандалов часто все-таки заметны при более тщательном внешнем осмотре корпуса аварийных устройств (характерные оплавления, проявляющиеся при возникновении электрической дуги и т.п.). Часто им сопутствуют следы механической зачистки корпуса, которые появляются после попыток злоумышленника устранить признаки воздействия высокого напряжения.

Для защиты регистраторов в подобных случаях можно использовать индикаторные пломбы или номерную самоклеящуюся пломбировочную пленку-скотч. Особенностью этих изделий является индивидуальная нумерация. На поверхности пленки каждой самоклеющейся пломбы или фрагмента скотча в процессе производства нанесены индивидуальные неповторяющиеся контрольные шестизначные номера. При попытке отклеивания такой пломбы, на ней проявляются специальные предупреждающие индикаторные надписи "ВСКРЫТО" (OPEN) и др., легко определяемые визуально и уже не исчезающие при повторном наклеивании.

Перед отправкой груза код пломбировочного скотча и номер устройства ТЕРМОХРОН в обязательном порядке фиксируется контролёром в присутствии ответственного за перевозку в специальном журнале или накладной. Отсутствие следов внешнего воздействия, а также соответствие индикаторного кода на самоклеющейся пломбе и номера регистратора числам, указанным в накладной, является надежной гарантией отсутствия подмены "температурной истории" пломбируемого контрольного устройства. В случае обнаружения следов вскрытия или несовпадения номеров пломбы и устройства ТЕРМОХРОН с номерами, зафиксированными в накладной, оформленной перед отправкой груза, составляется Акт о нарушении работником условий транспортировки, а данные, зафиксированные таким логгером, считаются недостоверными.

Подводя итог, можно сказать, что технология ТЕРМОХРОН является на сегодня оптимальным решением обеспечения температурного мониторинга, полностью соответствует всем современным требованиям и отлично выполняет функции по контролю ликвидности изотермических транспортных средств и сохранности грузов как при доставке продукции собственного предприятия, так и при реализации сторонних перевозок.

Назад